Отели

ЭПОХА ВПЕЧАТЛЕНИЙ: ПОЧЕМУ ПУТЬ ГОСТЯ НАЧИНАЕТСЯ С СОБЫТИЯ, А НЕ С ОТЕЛЯ, И КАК НА ЭТОМ ЗАРАБОТАТЬ

ЭПОХА ВПЕЧАТЛЕНИЙ: ПОЧЕМУ ПУТЬ ГОСТЯ НАЧИНАЕТСЯ С СОБЫТИЯ, А НЕ С ОТЕЛЯ, И КАК НА ЭТОМ ЗАРАБОТАТЬ

Можно сказать, что традиционная туристическая «воронка» перевернулась с ног на голову – все больше туристов ориентированы на развлечения, спорт и культурные мероприятия, которые связаны не с конкретным местом, а с уникальным опытом, полученным в определённое время в незабываемом месте. Таким образом на первый план выступает место действия, а уже потом – пункт назначения и отель.

Путешественники теперь сами решают, каким опытом они хотят насладиться, а уже затем выбирают место, где этот опыт можно получить. Этот сдвиг в сторону «живого туризма» (или «туризма присутствия») подчёркивает растущий спрос на направления, предлагающие захватывающие, аутентичные впечатления, которые выходят за рамки традиционного осмотра достопримечательностей.

«Вы всегда будете помнить, что вы чувствовали, — говорит Мехди Хемичи, директор по лояльности в Accor. — Неважно, где вы были или почему вы путешествовали, но эмоциональный аспект, который вы испытали и которым поделились со своим любимым человеком, детьми, членом семьи, лучшим другом, для вас самое значимое в поездке».

По оценкам Global Market Insights, только туризм, связанный с поездками на спортивные события, в 2024 году принес более $600 млрд по всему миру, и ожидается, что к 2032 году эта цифра удвоится. В то же время «музыкальный туризм» (поездки на концерты и музыкальные фестивали), как ожидается, достигнет объема $13,8 млрд в течение следующего десятилетия.

Опрос МТС Travel показал, что 60% путешественников в 2024 году практиковали событийный туризм. Россияне отправлялись в поездки для посещения спортивных соревнований (32% поездок), музыкальных фестивалей (28%), национальных фестивалей и праздников (17%), художественных выставок (16%). В топ популярных мероприятий также вошли фестивали кино и театра (15%), гастрономические фестивали (13%) и выставки цветов (11%) (в данном вопросе респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов). Самыми востребованными фестивалями у путешественников стали VK Fest, Нашествие и STREOLETO, а любимым исполнителем, ради которого чаще всего отправлялись в поездки — группа «Руки Вверх!». (Уже берёте себе на заметку?)

Главными регионами событийного туризма оказались Москва и Московская область (40% ответов), Санкт-Петербург и Ленинградская область (27%), Краснодарский край (16%). В пятерку популярных направлений также вошли Республика Татарстан и столица региона Казань (13%), Екатеринбург и Свердловская область (8%). При этом более половины респондентов отправлялись в путешествия за мероприятиями в регионы по соседству (55%).

В большинстве случаев поездки, приуроченные к событиям, обходились опрошенным в сумму от 10 до 50 тысяч рублей на человека (об этом сообщили половина респондентов). Еще 23% опрошенных рассказали, что потратили от 50 до 100 тысяч рублей.

На 2025 год музыкальные концерты звезд (39% ответов), музыкальные фестивали (33%) и спортивные события (26%) по-прежнему оставались в топе интересов россиян.

Мы живем в эпоху, которая одновременно является и гиперсвязанной, и глубоко фрагментированной. Социальные сети объединяют континенты, но одиночество и поляризация людей сохраняются. На этом фоне путешествия ради крупных событий и впечатлений стали мощной силой для единения. Речь идет о возвращении радости от совместного, текущего человеческого опыта. Это переосмысленное путешествие – не уединенный побег, а коллективное празднование.

«Туризм присутствия и единения» — это и музыкальные фестивали, и спортивные события, и совместное наблюдение за природными явлениями / чудесами.

Мероприятия генерируют немедленные потоки доходов за счет продажи билетов, бронирования отелей, питания и транспорта. Например, «экономика Тейлор Свифт» характеризуется беспрецедентным ростом местного бизнеса во время ее концертов.

Стоит ли говорить, что скачки цен в отелях во время громких событий достигают 300–500%!

При этом отели и сами могут выступать «центрами событий». Появление нового гостиничного бренда Universal Music как раз отражает тенденцию на «туризм присутствия». В Universal Music Group считают, что гости заплатят $400 долларов за ночь в отеле Umusic Hotels, где компания стремится создать «культурный центр», сочетающий в себе гостиничный бизнес, развлечения и местное музыкальное наследие. (Президент бренда Жорди Соле полагает, что существует потенциал для открытия 200 Umusic Hotels по всему миру).

«Хлеба и зрелищ!» — эта формула, провозглашенная две тысячи лет назад в Древнем Риме, сегодня стала неожиданным ключом к пониманию запросов современного гостя. Отели больше не могут ограничиваться только ролью «места для ночлега» и должны «примеривать тогу» многофункциональных пространств, где развлечения, уникальные впечатления и персонализированные услуги выходят на первый план.

«Если прежде для гостей, путешествующих с целью отдыха, отель служил местом, где при надобности можно было поспать, то теперь он зачастую рассматривается как место развлечения», — подчеркнул на бизнес-завтраке во время выставки MITT Александр Шаров, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами TravelLine.

(Об уровнях вовлеченности отеля в событийную повестку см. подробнее в публикации на Hotelier.pro).

В сегодняшней экономике впечатления имеют бОльшую ценность, чем материальные блага. Живой туризм является воплощением этого сдвига, предлагая воспоминания, которые сохраняются надолго после события.

Впрочем, городам и локациям необходимо отдавать себе отчет и в вызовах, с которыми сталкивается живой туризм. Среди них –

  • Устойчивость: крупные мероприятия могут нагружать местную среду, что приводит к таким проблемам, как накопление отходов и угрозу экологии.
  • Сверхтуризм: наплыв посетителей может вести к скученности, перенаселению, более высокой стоимости жизни для местных жителей и потенциальной деградации культурных памятников.
  • Доступность: живой туризм часто ориентирован на тех, кто может позволить себе высокие цены на билеты и сопутствующие расходы на поездку. Обеспечение инклюзивности и равного доступа остается существенным препятствием.
  • Культурное упрощение: существует риск того, что местные культуры могут быть чрезмерно упрощены или изменены, чтобы удовлетворить ожидания туристов, что потенциально подрывает их аутентичность.
  • Между тем, преимущества выходят далеко за рамки самих мероприятий. Инвестиции в инфраструктуру, повышение глобальной известности города / региона и создание постоянных рабочих мест оказывают долгосрочное влияние на принимающие города и страны.

    Отельерам важно «оседлать» тренд на «живой туризм», вписаться в этот живительный вектор развития.

    Летние фестивали в России стремительно набирают обороты: по данным «Яндекс Афиши», их стало в 2025 году на 43% больше, а предзаказ билетов вырос от 25% до 110% год к году в зависимости от региона и площадки. Таким образом, фестивали – уже не просто фон для отеля, а реальный потенциальный источник загрузки отеля. Если вы не в курсе событийной афиши вашего региона — возможно, вы теряете деньги.

    Что нужно сделать:

  • Создать таблицу, постер в офисе (или общий чат), чтобы все в команде знали, когда в городе будет происходить что-то значимое. На несколько месяцев вперед.
  • Повысить тарифы на время популярного мероприятия, ввести minstay (минимум ночей), таргетировать рекламу по хэштегам, связанным с событием.
  • Подготовить специальное пакетное предложение на даты события – оно может включать поздний выезд, комплимент при заезде, трансфер до площадки или поздний завтрак (в номер?) на следующее утро. Это все – чистой воды upsell.
  • Проработать вопрос взаимовыгодного сотрудничества с организаторами мероприятия
  • Тематическому гостю польстит, если он увидит, что отель в курсе, зачем он «нагрянул» в город (афиша события в холле, сувениры …)

    Помните – Customer Journey Map, путь гостя в отель, воронка туризма меняется. Убедитесь, что путь не обходит вас стороной, вы – в игре.

    Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

    Об авторе

    Павел Баскаков

    ЭПОХА ВПЕЧАТЛЕНИЙ: ПОЧЕМУ ПУТЬ ГОСТЯ НАЧИНАЕТСЯ С СОБЫТИЯ, А НЕ С ОТЕЛЯ, И КАК НА ЭТОМ ЗАРАБОТАТЬ

  • трэвел-журналист,
  • эксперт по туриндустрии,
  • руководитель и автор Интернет-издания World Travel Biz,
  • организатор и вдохновитель трэвел-группы #TravelCourier и группы #StPetersburgHotelBrief (на FB)
  • Источник: hotelier.pro

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие статьи

    Кнопка «Наверх»
    Яндекс.Метрика